Высокодетализированная деревянная копия советской HE-ракеты РС-82 (1935-1942 гг.) - 82-мм осколочно-фугасная ракета с винтовым запалом АГДТ. Это был снаряд фугасной ракеты, специально разработанный для советской основной истребительной авиации, а также ракетные установки на грузовиках. Поступил на вооружение РККА в 1935 году. Советские РС-82 были первым и самым малокалиберным многоцелевым фугасным и бронебойным самолетом и ракетами наземного базирования. Ракета РС-82 была спроектирована в 1929 году, поступила на вооружение в 1935 году, так как первоначальный образец с несколькими версиями зависит от боевой части, и был заменен улучшенными моделями в конце 1942 года. Низкая точность и все же не очень точное попадание в цель компенсировалось хорошей загрузкой взрывчатки внутри этих фугасных ракет. Однако только точное прямое попадание РС-82 с дистанции 400-500 метров и под определенным оптимальным углом могло уничтожить немецкий легкий танк, такой как Pz.II, Pz.38 или Бронированный полугусеничный Sd.Kfz.250. Это была очень сложная задача даже для опытных пилотов. Радиус разлета ракет был довольно большим. Во время боя ракетный залп Ил-2 «Штурмовик» больше походил на массированную огневую атаку с оптимальных и критических углов, чем на точные пуски по небольшим целям, таким как танки, машины или пехотные авианосцы. И эта тактика приносила и определенный успех - смертельный бой и деморализующий эффект на вражеские войска при тех героических и дерзких наземных атаках на предельно малых высотах. Таким образом, чтобы поддерживать эффективность огня класса "воздух-земля" на высоком уровне, в советских эскадрильях и отдельных летных частях были примеры, когда 8 ракет РС-82 и 8 гораздо более крупных ракет РС-132 устанавливались вместе на одном Ил-2, а затем успешно проверено в боях! Более того - в составе советских штурмовых эскадрилий были штурмовики с нестандартной комплектацией по 24 рельса каждый…. Осколочно-фугасные снаряды для фугасных реактивных снарядов РС-82 изначально предназначались для запуска со специально разработанных направляющих на крыльях в качестве ракет класса "воздух-воздух". Тем не менее, он также использовался как ракета земля-воздух или земля-земля, за счет замены носовых взрывателей, поэтому в то время было разработано несколько самолетов и наземных пусковых систем:
Самая первая двухрельсовая система типа Yoke, которая на самом деле имела более высокое лобовое сопротивление и снижала скорость самолета. Он установлен под крыльями в виде 2 пусковых блоков по 3 ракеты в каждой.
Улучшенная и упрощенная последняя модель, однорельсовая авиационная пусковая установка РО-82 (известная как тип Flute). Под крылом устанавливались комплекты из 4-6-8 и даже 10-рельсовых систем, в зависимости от самолета. Также известны некоторые нестандартные системы защиты от огня, которые устанавливались на пикирующих бомбардировщиках Пе-2.
Пусковые установки на 48, 36 и 24 выстрела на грузовиках , получившие обозначения БМ-8-48, БМ-8-36 и БМ-8-24. Разбивая ракетные залпы по любой из наземных целей - танкам, пехоте или железной дороге.
Легкие пехотные 2-3-ракетные гранатометы ставились на одноосной тележке или на вертикальной стойке, поэтому осколочно-фугасный ракетный огонь применялся по разнообразным наземным и воздушным целям.
Первое в мире боевое применениеНовое ракетное оружие произошло в 1939 году, когда японские войска потерпели поражение в Монголии у реки Халхин-Гол в августе 1939 года - первая в мировой истории авиации боевая летная единица, успешно использовавшаяся в качестве ракетоносцев. Это были 5 легких истребителей И-16, дополнительно вооруженных фугасными ракетами класса "воздух-воздух" РС-82, выполнявшие боевое задание по прикрытию советских пехотных войск РККА. Над линией фронта японские истребители встретили И-16. По сигналу командира звена капитана Звонорева все пятеро одновременно произвели ракетный залп с расстояния около километра и сбили сразу два японских самолета. Конечно, в этом случае сработало сочетание хороших обстоятельств: фактор неожиданности и то, что японцы вели очень плотный горизонтальный строй самолетов с постоянной скоростью. Кстати, Советские И-16 в качестве ракетоносцев участвовали в 14 воздушных боях во время конфликта на Халхин-Голе и сбили совместно 13 японских самолетов. Летная часть капитана Звонарева не потеряла ни одного истребителя. В течение 1940 года было выпущено около 125.100 ракет. В 1942 году ракеты РС-82 были усовершенствованы (еще один носовой взрыватель, разные типы боеголовок с другой формой, другой тип пороха для ракетных двигателей, повышенная кучность стрельбы) и поэтому переименованы в Снаряд ракеты М-8 того же калибра 82 мм.
Основными советскими истребителями , которые также дополнительно вооружались ракетными установками 4-6-8-10 РС-82 во время Второй мировой войны, являются: ранние довоенные истребители УТ-1Б, И-5, И-15 и истребители военного времени И-16, И- 153, Ил-2 Штурмовик, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, Як-7, Су-2, а также ленд-лизинговые машины Curtiss Tomahawks и Hurricanes, а также известные советские пикирующие бомбардировщики Пе-2.
В настоящее время воссоздана реальная масштабная ракета РС-82.с установленным носовым предохранителем имела 623 мм от первоначальной общей длины. Модель основного паттерна. Первоначально фугасные боевые части обрабатывались с отламыванием на них нарезок. Корпуса двигателей оснащались внутри для ракетного двигателя специальным трубчатым пороховым топливом, а в хвостовой части - четырьмя стабилизирующими килями (несколько вариантов). Две металлические шпильки были ввинчены в каждый конец корпуса двигателя, чтобы направлять ракету по одинарной пусковой планке с Т-образным пазом RO-82 (канавка) или по двойным рельсам ярмового типа, когда шпильки превращаются в 4. Первоначально, HE-боеголовка Сама по себе деталь из кованой стали, обработанная на станке, полая внутри (для взрывчатого вещества), с толстыми стенками и тремя продольными канавками на ней, чтобы облегчить дробление. В резьбовое отверстие на передней части боевой части ввинчивался винтовой носовой взрыватель АГДТ. Носовые взрыватели АГДТ двойного действия (точечный взрыватель прямого попадания и взрыватель с выдержкой времени) использовались для фугасных ракет РС-82 - в основном зенитных. Позже их можно было заменить на носовые взрыватели AM-A прямого воздействия, когда самолет был задействован в наземных атаках или когда какие-либо установленные на грузовиках пусковые установки собирались открыть огонь из фугасных ракет по различным наземным целям.
Корпус мотора - металлический цилиндр механической обработки. Он был закрыт на переднем конце, за исключением фланца с внутренней резьбой, с помощью которого он крепился к задней части боевой части. Воспламенители пороха устанавливались на каждом конце тех 7 пороховых трубок внутри корпуса двигателя, которые зажигались электрически от импульсных патронов ПП-1 или ПП-4. Задний конец мотора имел также фланец с резьбой, чтобы разместить одно сопло. Хвостовой обтекатель с четырьмя стабилизаторами на нем был изготовлен из металла или толстого сплава и крепился одной деталью через заклепку к основанию сопла и к концу сопла.
Для ракеты РС-82 существовало несколько вариантов оперения. Первоначальный вариант - когда каждое из 4-х стабилизирующих ребер было сконструировано из двух зеркальных пластин из тонкого металла, соединенных между собой холодной или точечной сваркой, затем снова точечно приварено к заднему металлическому конусу капота, закрывающему сопло ракеты. Несколько упрощенных поздних вариантов оребрения: из толстолистового сплава - с плоской поверхностью или с прорезями. Обе версии ребер были просто приварены точечной сваркой к специальным наружным пазам на молдинге заднего обтекателя из сплава или просто согнуты и приварены точечной сваркой к обтекателю.
Реплика советской ракеты демонстрирует детали, реальный масштаб, точные формы, аутентичные тисненые надписи, хвостовые стабилизаторы, металлические шпильки, ввинченные в каждый конец корпуса двигателя, которые должны направлять ракету вдоль рельса пусковой установки, просверленное сопло, оригинальная цветовая схема, аутентичная маркировка краски, металлический ротор для носового предохранителя, а также металлические предохранительные зажимы. Реплика ракеты выглядит подлинной, воспроизведена в точном соответствии со спецификациями и внешним видом оригинала, но при этом полностью изготовлена из массива дерева с небольшими металлическими деталями! Это достойный пример для любой частной выставки, сцены реконструкции истории войны, музея войны, а также может стать просто впечатляющим сувениром или редким украшением любой комнаты / офиса. Текущая копия ракеты отлично смотрится в составе ракетного комплекса - среди других копий ракет того же типа, но с боеголовками другого назначения. Чтобы выглядеть более реалистично, при соответствующем возрасте в реплику советской ракеты добавлены дополнительные цветовые эффекты в виде слегка потертых и изношенных единиц военного времени. В конце концов, эти копии ракет должны представлять собой боеприпасы военного времени с реалистичным внешним видом, очень близким к оригиналу.Обратите внимание: текущая копия ракеты РС-82 изготовлена вручную, поэтому дополнительные цветовые эффекты могут немного отличаться. Ракету можно поставить горизонтально на полку или на специальную выставочную витрину, или просто оставить в вертикальном положении, так как хвостовые оперения сбалансированы по вертикали.
Калибр: 82 мм
Размах оперения: 195-200 мм
Общая высота: 623 мм
Вес ракеты : 1450 г.